RSAU-MTAA
Electronic Library

     

Details

Title: УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА РОССИЙСКОМ АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ = REFLECTION OF THE PECULIARITIES OF ICE CONDITIONS TO IMPROVE THE ENVIRONMENTAL EFFICIENCY OF OFFSHORE CONSTRUCTION PROJECTS ON THE RUSSIAN ARCTIC SHELF // Природообустройство / Prirodoobustrojstvo. – 2021. – Вып. 1
Creators: СОЛОМАТИН С.В.; КОЗЛОВ Д.В.
Imprint: Москва: РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, 2021
Collection: Журнал «Природообустройство»
Subjects: Гидротехническое строительство; ледовая нагрузка; залив Шарапов Шар; вязкопластические свойства льда; устойчивый ледовый припай; экологические преимущества; ice load; Sharapov Shar Gulf; creepy properties of ice; stable shore fast ice; environmental benefits
UDC: 63
Document type: Article, report
File type: PDF
Language: Russian
DOI: 10.26897/1997-6011-2021-1-37-53
Additionally: All documents
Record key: RU/ЦНБ имени Н.И. Железнова/EPERIODIKA/EBPRIROD-20210329-10-40-51-13881-70715

Allowed Actions: Read Download (3.8 Mb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Реализация экономических проектов в Арктической зоне требует рационального и эколого-сбалансированного подхода в рамках модели устойчивого природопользования. С целью минимизации негативных последствий для окружающей среды принято рассматривать варианты и сравнивать альтернативные конструктивные решения, определяющие впоследствии показатели воздействия и пути управления экологическими аспектами хозяйственной деятельности. На основании результатов натурных исследований, проведенных в заливе Шарапов Шар в Карском море, выявлены характерные особенности ледовой обстановки, учет которых не предусмотрен действующими нормативными документами, но необходим для разработки проектнойдокументации на гидротехнические сооружения (ГТС) при соблюдении принципов устойчивого развития. Ледовые нагрузки на ГТС должны определяться на основе исходных данных о характере ледовой обстановки в районе строительства сооружения для периода времени с наибольшими ледовыми воздействиями. Предложена методика определения ледовых нагрузок, учитывающая особенности устойчивого ледового припая. Выполнен сравнительный анализ вариантов гидротехнических сооружений для строительства в заливе Шарапов Шар, являющимся редким примером акватории,где морской лед образует устойчивый ледовый припай на протяжении всего периода максимальной прочности льда, что дало возможность оптимизировать проектные решения конструкций ГТС. Проведен анализ достаточности требований действующей нормативной базы для выполнения инженерных изысканий и расчета ледовой нагрузки, с последующим сравнительным анализам результатов инженерно-технических расчетов. Обоснована возможность строительства гравитационного ГТС в условиях залива Шарапов Шар, что существенно снизит его воздействие на окружающую среду в сравнении с альтернативными вариантами, подходящими для условий рассматриваемого залива. С помощью программного комплекса PLAXIS2D выполнено численное моделирование напряженнодеформированного состояния системы «лед-сооружение-основание» на максимальную нагрузку для каждой из фаз ледового периода с учетом нелинейных свойств грунтов основания. Стратегия развития проекта гравитационного ГТС на мелководье арктического морского шельфа определена с помощью элементов SWOT-анализа. Гравитационная конструкция ГТС имеет очевидные экологические преимущества, выражающиеся в минимальных по отношению к другим вариантам конструкций показателях воздействия. / The implementation of economic projects in the Arctic zone requires a rational and environmentally-balanced approach within the framework of the sustainable nature management model. In order to minimize the negative consequences for the environment, it is customary to consider options and compare alternative design solutions that determine the impact indicators and ways to manage the environmental aspects of economic activity.Based on the results of field studies conducted in the Sharapov Shar Gulfin the Kara Sea,the characteristic features of the ice situation were identified, which are not covered in the current regulatory documents, but are necessary for the development of design documentation for hydraulic structures in compliance with the principles of sustainable development. Ice loads on a hydraulic structure should be determined on the basis of the ice situation in the structure construction area for the time period with the greatest ice impacts. The method for determining ice loads taking into account the features of stable fast ice is presented. The comparative analysis of hydraulic structures for construction in Sharapov Shar Gulf has been performed, the Gulf is a rare example of an area where sea ice forms stable ice fast ice throughout the entire period of maximum ice strength,which makes it possible to optimize design solutions. An analysis of the adequacy of the current RF regulatory requirements for performing engineering surveys and calculating the ice load was carried out, followed by the comparative analysis of the calculation results. The possibility of designing a gravity offshore hydraulic structure in the conditions of the Sharapov Shar Gulf has been substantiated, which significantly reduces the impact on the environment in comparison with alternative options suitable for the conditions of the Gulf. The PLAXIS2D software package is used to perform numerical simulation of the stress-strain state of the “ice-structure-base” system for the maximum load for each of the phases of the ice period, taking into account the nonlinear properties of the base soils. The development strategy of the project of a gravity hydraulic structure in the shallow waters of the Arctic sea shelf is determined using the elements of SWOT analysis. The gravity design of a hydraulic structure has obvious environmental advantages, which are expressed in minimal impact indicators in relation to other design options.

Document access rights

Network User group Action
RSAU-MTAA CSL Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Usage statistics

stat Access count: 308
Last 30 days: 12
Detailed usage statistics