Электронно-библиотечная система
РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева

     

Детальная информация

Название: Философия науки и техники: учебное пособие
Авторы: Мамедов А. А.
Организация: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева
Выходные сведения: Б. м., 2022
Коллекция: Учебная и учебно-методическая литература
Тематика: Философия
УДК: 1
ББК: 87
Тип документа: Учебник
Тип файла: PDF
Язык: Русский
Права доступа: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Дополнительно: Все документы
Ключ записи: RU/ЦНБ имени Н.И. Железнова/SITEW-20220309-63405

Разрешенные действия: Прочитать Загрузить (1,9 Мб)

Группа: Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Аннотация

Настоящее учебное пособие адресовано студентам направлений магистратуры, изучающих философские проблемы науки и техники, может представлять интерес для аспирантов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами науки и техники . Спектр рассматриваемых в учебном пособии проблем и варианты их решения весьма разнообразны — от общеисторических аспектов научного знания до отдельных наук, таких биология, химия, физики и т. д. Особое внимание автор уделил философскому осмыслению роли науки в сельскохозяйственном секторе, чему посвящена отдельная глава. Не обошел он вниманием и гуманитарную сферу.

Права на использование объекта хранения

Место доступа Группа пользователей Действие
Локальная сеть РГАУ-МСХА Все Прочитать Печать Загрузить
-> Интернет Все Прочитать Печать Загрузить

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ НАУКИ И ТЕХНИКИ
    • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ. ОСОБЕННОСТИ НАУКИ И АСПЕКТЫ ЕЕ БЫТИЯ
    • ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ НАУКИ
    • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, МЕТОДЫ НАУКИ
    • НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
    • ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ ТРАНСЛЯЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
  • ГЛАВА 2. НАУКА И ЗНАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
    • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ
    • НАУКА В КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОГО ПОЛИСА
    • ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ НАУКИ
    • СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
    • ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
    • ПОИСК НОВОГО ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ»
    • ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ»
  • ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ И ЗНАНИЯ
    • ПОЗИТИВИСТКИЕ ТРАДИЦИИ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ
    • КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Т. КУНА
    • КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ И ФАЛЬСИФИКАЦИОНАЛИЗМ К. ПОППЕРА
    • КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ И. ЛАКАТОСА
    • МЕТОДОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО АНАРХИЗМА П. ФЕЙЕРАБЕНДА
    • ЭПИСТЕМОЛОГИЯ НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ М. ПОЛАНИ
  • ГЛАВА 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ
    • СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ БИОЛОГИИ
    • ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТЕ И РОЛИ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
    • ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В СФЕРЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
    • ПРОБЛЕМА ДЕТЕРМИНИЗМА В БИОЛОГИИ
    • ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И СИСТЕМНОСТИ В БИОЛОГИИ
  • ГЛАВА 5. ФИЛОСОФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ
    • ФИЛОСОФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
    • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРАРНЫХ НАУК
    • ДУХОВНЫЙ МИР КРЕСТЬЯНСТВА И ЕГО ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
  • ГЛАВА 6. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ
    • ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ
    • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУЩНОСТИ ЖИВОГО И ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ
    • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
    • ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ
    • ЖИЗНЬ: СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
  • ГЛАВА 7. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ
    • СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ
    • ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ
    • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА БИОЭТИКИ
    • ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ КАК СИНТЕЗ ЭВОЛЮЦИОННОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ
  • ГЛАВА 8. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
    • ПРЕДМЕТ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОФИЛОСОФИИ
    • ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
    • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
    • НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦЕПТЫ: КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
    • ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
    • СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    • ИСТОКИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
    • ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ I
  • ГЛАВА 9. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
    • ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
    • СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
    • ПРОБЛЕМА СМЫСЛА И СУЩНОСТИ ТЕХНИКИ
    • ОБРАЗЫ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ: ТРАДИЦИОННАЯ И ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРЫ
    • СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ
    • ПРИРОДА И ТЕХНИКА, «ЕСТЕСТВЕННОЕ» И «ИСКУССТВЕННОЕ»
    • СТУПЕНИ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ В ТЕХНИКЕ
    • РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СФЕРЕ ТЕХНИКИ
    • ТЕХНИКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
    • ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИКИ
    • СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
    • СООТНОШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО В ТЕХНИЧЕСКИХ НАУКАХ
    • СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ, ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ. РАЗЛИЧИЯ СОВРЕМЕННЫХ И КЛАССИЧЕСКИХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
    • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ
  • ГЛАВА 10. ЭТИКА УЧЕНОГО
    • ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНОГО
    • ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, МОРАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
    • НАУЧНАЯ, ТЕХНИЧЕСКАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    • ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
    • СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ
    • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
    • ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА И УЧЕНИЕ В. И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ, ТЕХНОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ
  • ГЛАВА 11. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
    • ФИЛОСОФИЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ФОРМА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ, КУЛЬТУРЕ, ИСТОРИИ И ЧЕЛОВЕКЕ
    • ЗАВИСИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ОТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТЕКСТА В КЛАССИЧЕСКОЙ, НЕКЛАССИЧЕСКОЙ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ НАУК О ПРИРОДЕ И НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ
    • ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
    • ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
  • ГЛАВА 12. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
    • МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
    • НАУЧНЫЕ И ВНЕНАУЧНЫЕ КРИТЕРИИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
    • НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ И АНТИНАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
  • ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ: НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ, ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
    • НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
    • ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ
    • СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ И ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
    • ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ХРОНОТОП В СОЦИАЛЬНОМ И ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ
    • ОБЪЕКТИВНОЕ, СУБЪЕКТИВНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
  • ГЛАВА 14. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ
    • ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
    • ИСТОРИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ, РЕЛЯТИВИЗМ И ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ И ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ
    • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСТИНА, ИСТИНА И ПРАВДА
  • ГЛАВА 15. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕРЫ
    • ДИАЛЕКТИКА ВЕРЫ И СОМНЕНИЯ
    • ВЕРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ
    • ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЕРЫ И ЗНАНИЯ
    • ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ II
    • ГЛОССАРИЙ
    • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
  • ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ НАУКИ И ТЕХНИКИ
  • ГЛАВА 2. НАУКА И ЗНАНИЕ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
  • ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ И ЗНАНИЯ
  • ГЛАВА 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ
  • ГЛАВА 5. ФИЛОСОФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ
  • ГЛАВА 6. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ
  • ГЛАВА 7. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ
  • ГЛАВА 8. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
  • ГЛАВА 9. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  • ГЛАВА 10. ЭТИКА УЧЕНОГО
  • ГЛАВА 11. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
  • ГЛАВА 12. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
  • ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ: НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ, ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
  • ГЛАВА 14. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ
  • ГЛАВА 15. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕРЫ
    • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • ИТОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (АТТЕСТАЦИЯ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ»
    • УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
    • КЛЮЧИ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ I

Статистика использования

stat Количество обращений: 1541
За последние 30 дней: 42
Подробная статистика