RSAU-MTAA
Electronic Library

     

Details

Title: История и философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов сельскохозяйственных
Creators: Мамедов А. А.
Imprint: б. м.: Издательские решения, 2022
Collection: Учебная и учебно-методическая литература
Subjects: Философия — История
UDC: 1
LBC: 87
Document type: Tutorial
File type: PDF
Language: Russian
Rights: Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование)
Additionally: All documents
Record key: RU/ЦНБ имени Н.И. Железнова/SITEW-20220218-76475

Allowed Actions: Read Download (3.0 Mb)

Group: Anonymous

Network: Internet

Annotation

Настоящее учебное пособие посвящено актуальным проблемам истории и философии науки. В нем в достаточно сжатой и вместе с тем в предельно доступной форме прояснены вопросы кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей. Пособие снабжено практическим материалом, включающим основные темы лекционных курсов, список основной и дополнительной литературы и примерные темы рефератов. Пособие может быть использовано как на семинарских занятиях, так и при самостоятельной подготовке для сдачи кандидатского минимума по «Истории и философии науки».

Document access rights

Network User group Action
RSAU-MTAA CSL Local Network All Read Print Download
-> Internet All Read Print Download

Table of Contents

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
    • 1.1 Предмет и функции философии науки
    • 1.2 Три аспекта бытия науки (наука как познавательная деятельность, социальный институт и сфера культуры)
    • 1.3 Эволюция подходов к анализу науки
    • 1.4 Позитивистская, неопозитивистская и постпозитивистская традиции в философии науки
    • 1.5 Концепция научных революций Т. Куна
    • 1.6 Критический рационализм и фальсификационализм К. Поппера
    • 1.7 Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса
    • 1.8 Методология эпистемологического анархизма П. Фейерабенда
    • 1.9 Эпистемология неявного знания М. Полани
    • 1.10 Концепция «человеческого понимания» Ст. Тулмина
    • 1.11 Наука в культуре традиционалистской и техногенной цивилизаций
    • 1.12 Особенности научного познания
    • 1.13. Возникновение и основные стадии исторической эволюции науки
    • 1.14 Наука в культуре античного полиса
    • 1.15 Западная и восточная средневековая наука
    • 1.16 Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Ф. Бэкон, У. Оккам, Г. Галилей, Р. Декарт)
    • 1.17 Структура эмпирического знания
    • 1.18 Структура теоретического знания
    • 1.19 Научная картина мира и ее исторические формы
    • 1.20 Методы научного познания и их классификация
    • 1.21 Формы развития знания
    • 1.22. Дисциплинарная организация науки
    • 1.23 Глобальные научные революции и типы научной рациональности
    • 1.24 Главные характеристики современной постнеклассической науки
    • 1.25. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов
    • 1.26. Динамика науки как процесс порождения нового знания
    • 1.27 Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере
    • 1.28 Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, А. Леопольд, Р. Аттфильд)
    • 1.29 Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в обществе
    • 1.30 Наука как социальный институт
    • 1.31 Научные сообщества и их исторические типы
    • 1.32 Историческое развитие способов трансляции научных знаний
    • 1.33 Компьютеризация науки и ее социальные последствия
    • ЛИТЕРАТУРА
  • ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
    • 2.1 Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии
    • 2.2 Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания
    • 2.3 Философия сельского хозяйства как самостоятельный раздел философского знания
    • 2.4 Биология в контексте философии и методологии науки XX века (неокантианство, логический эмпиризм, антиредукционизм)
    • 2.5 Проблема жизни в современной науке и философии
    • 2.6 Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблеме происхождения жизни
    • 2.7 Структура и основные принципы эволюционной теории
    • 2.8 Развитие эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы
    • 2.9 Крестьянство и его практическая и духовная деятельность как одно из направлений философии крестьянства
    • 2.10 Теория биологической эволюции и глобальный эволюционизм
    • 2.11 Основные категории эволюционной этики (альтруизм, социабельность, добро и зло)
    • 2.12 Философия природы — методологическая основа аграрных наук
    • 2.13 Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (А. А. Богданов, В. И. Вернадский, Л. фон Берталанфи, В. Н. Беклемишев)
    • 2.14 Принцип системности в сфере биологического познания
    • 2.15 Проблема детерминизма в биологии
    • 2.16 Особенности, средства и методы научного познания живых объектов и систем
    • 2.17 Основные принципы и правила биоэтики
    • 2.18 Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных традициях
    • 2.19 Социально- философский аспект проблемы взаимодействия общества и природы
    • 2.20 Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования
    • 2.21 Предмет и функции экофилософии
    • 2.22 Экология как интегральная научная дисциплина
    • 2.23 Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы
    • 2.24 Развитие экологической проблематики в истории философии
    • 2.25 Новые экологические акценты XX — XXI веков: пределы роста, устойчивое развитие, урбоэкология
    • 2.26 Предмет, задачи и функции социальной экологии
    • 2.27 Специфика и основные этапы хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования
    • 2.28 Духовный мир крестьянства и его ценности как объект философского анализа
    • 2.29 Истоки и тенденции современного экологического кризиса
    • 2.30 К.А.Тимирязев о взаимодействии философии и естествознания
    • 2.31. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и ее постулаты. Концепция биологического вида
    • ЛИТЕРАТУРА
  • ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
    • 3.1 Предмет, основные сферы и главная задача философии техники
    • 3.2 Соотношение философии науки и философии техники
    • 3.3 Проблема смысла и сущности техники
    • 3.4 Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры
    • 3.5 Специфика предметно-преобразовательной, технической и инженерной деятельности
    • 3.6 Технический оптимизм и технический пессимизм
    • 3.7 Природа и техника, «естественное» и «искусственное»
    • 3.8 Ступени рационального обобщения в технике
    • 3.9 Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике
    • 3.10 Основные типы технических наук
    • 3.11 Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках
    • 3.12 Специфика технической теории
    • 3.13 Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования
    • 3.14 Дисциплинарная организация технической науки
    • 3.15 Различия современных и классических научно-технических дисциплин
    • 3.16 Природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин
    • 3.17 Развитие системных и кибернетических представлений в технике
    • 3.18 Системные исследования и системное проектирование
    • 3.19 Роль социально-гуманитарных дисциплин в сфере техники
    • 3.20 Техника как предмет исследования естествознания
    • 3.21 Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества
    • 3.22 Проблема комплексной оценки социальных, экономических и экологических и других последствий техники
    • 3.23 Этика ученого и социальная ответственность проектировщика
    • 3.24 Виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе
    • 3.25 Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы окружающей среды
    • 3.26 Экологический менеджмент на предприятии
    • 3.27 Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов
    • 3.28 Критерии и понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития
    • 3.29 Научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса
    • 3.30 Возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполных знаний
  • ГЛАВА 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
    • 4.1 Философия как интегральная форма научных знании об обществе, культуре, истории и человеке
    • 4.2 Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста в классической, неклассической и постнеклассической науке
    • 4.3 Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
    • 4.4 Сходства и различия наук о природе и наук об обществе
    • 4.5 Научная картина мира в социально-гуманитарных науках
    • 4.6 Субъект социально-гуманитарного познания
    • 4.7 Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
    • 4.8 Диалектика теоретического и практического (нравственного) разума в философии И. Канта
    • 4.9 Научные и вненаучные критерии в социально-гуманитарном познании
    • 4.10 Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей — философская антропология)
    • 4.11 Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании
    • 4.12 Объективное, субъективное, социальное и культурно-историческое время
    • 4.13 Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
    • 4.14 Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках
    • 4.15 Релятивизм, психологизм и историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины
    • 4.16 Экзистенциальная истина, истина и правда
    • 4.17 Природа и типы объяснений в науке
    • 4.18 Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста
    • 4.19 Особенности понимания и объяснения в социально-гуманитарных науках
    • 4.20 Язык, «языковые игры», языковая картина мира
    • 4.21 Социально-гуманитарное и вненаучное знание: проблема взаимодействия
    • 4.22 Диалектика веры и сомнения
    • 4.23 Вера и понимание в контексте коммуникаций
    • 4.24 Типы обоснования веры и знаний
    • 4.25 Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социально-гуманитарных науках
    • 4.26 Проблема разделения социальных и гуманитарных наук
    • 4.27 Методы социальных и гуманитарных наук
    • 4.28 Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и ее трансформации
    • 4.29 Основные характеристики «общества знания»
    • 4.30 Социальные риски и их предотвращение
  • ГЛАВА 5. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
    • 5.1 Зарождение экономической мысли в цивилизациях Древнего Востока
    • 5.2 Экономическая мысль античности и средневековья
    • 5.3 Экономическая мысль Нового времени
    • 5.4 Экономическое учение А. Смита и Д. Рикардо
    • 5.5 Экономические концепции утопических социалистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)
    • 5.6 Экономическое учение марксизма
    • 5.7 Классическая школа экономической теории: основные идеи и представители
    • 5.8 Учение физиократов
    • 5.9 Неоклассическая школа экономической теории: идеи и представители
    • 5.10 Маржинализм
    • 5.11 Отечественные экономические концепции первой половины XX века
    • 5.12 Экономическая концепция Ф. Тейлора
    • 5.13 Концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо
    • 5.14 Экономическая концепция У. Ростоу
    • ЛИТЕРАТУРА
    • I. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
    • II. ИСТОРИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК
    • III. ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ
    • IV. ИСТОРИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
    • V. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
    • ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Usage statistics

stat Access count: 2537
Last 30 days: 132
Detailed usage statistics