RSAU-MTAA
Electronic Library

     

Details

Title: Анализ рисков принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: магистр: 20.04.01: защищена ..2018
Creators: Каширин В.С.
Scientific adviser: Ханчич О.А.
Organization: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева; Институт мелиорации, водного хозяйства и строительства имени А. Н. Костякова; Кафедра защита в чрезвычайных ситуациях
Imprint: Москва, 2018
Collection: Выпускные квалификационные работы
Document type: Other
File type: PDF
Language: Russian
Speciality code (FGOS): 20.04.01
Speciality group (FGOS): 200000 - Техносферная безопасность и природообустройство
Additionally: All documents
Record key: RU/ЦНБ имени Н.И. Железнова/EBVKR-20181122-13-57-33-23447-85585

Allowed Actions:

Action 'Read' will be available if you login or access site from another network

Group: Anonymous

Network: Internet

Document access rights

Network User group Action
RSAU-MTAA CSL Local Network All Read Print
Internet Readers Read Print
-> Internet All

Table of Contents

  • Актуальность исследования. Развитие цивилизации в XXI веке, за предыдущие два десятилетия сделавшее буквально прорыв во многих областях науки и техники, сопровождается, к сожалению, увеличением опасности как природного, так и техногенного характера. П...
  • Безопасность человечества сегодня, пожалуй, одна из основополагающих проблем, требующих предупредительных мер на основе постоянного мониторинга, обобщения поступающих сведений, анализа, прогнозирования, – словом, целой системы взаимодействующих структ...
  • В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 г. № 934-р «Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности» заседания проектн...
  • 2018 год в России объявлен годом культуры безопасности в МЧС согласно программе «Основы государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС до 2030 года» и «Стратегии развития ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения ...
  • Все перечисленные мероприятия, запланированные на Год культуры безопасности в России, будут содействовать улучшению и закреплению у населения жизненно важных навыков теоретического и практического толка в области БЖ, а специалисты органов государствен...
  • Анализ существующих трудов по проблематике управления рисками в ЧС показывает, что в последнее десятилетие интерес к управленческим решениям в ЧС, как системе взаимосвязанных и взаимодополняющих методов и средств, особенно возрос. Среди них учебное по...
  • Таким образом, актуальность настоящего исследования состоит в том, что принятие решений при возникновении ЧС – это целый комплекс управленческих действий и методов, учитывающих все грани ЧС и ее сопутствующие характеристики. В этой связи необходимы ис...
  • Объект исследования – ЧС природного и техногенного характера.
  • Предмет исследования – анализ рисков и процедура принятия управленческих решений при возникновении ЧС.
  • Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
  •  установить научные подходы, нормативную и правовую базу в принятии решений в ЧС;
  •  выявить проблемы прогноза и наблюдения ЧС;
  •  произвести оценку негативных последствий ПОО;
  •  структурировать превентивные меры по предотвращению ЧС.
  • В процессе работы над исследованием были применены общенаучные методы: эмпирический метод, анализ и синтез, единство исторического и логического методов, метод обобщения, индукции и дедукции, системный анализ.
  • Методологическую основу исследования составили научные труды И.У.Ямалова (о моделировании процессов ЧС и поддержке управленческих решений), М.И.Фалеева (о системе учений в гражданской обороне), В.А.Пучкова, В.П.Авдотьина (об административно-правовых р...
  • Научная новизна исследования заключается в том, что:
  • - определены научные подходы в принятии решений ЧС (диалектический, синергетический, системно-комплексный и др.);
  • - выявлены проблемы прогноза и наблюдения ЧС (фиксирование динамики изменений ПОО, учет климатических и природных условий регионов);
  • - произведена оценка негативных последствий ПОО (на основе статистических данных и результатах научных изысканий, учете зарубежного опыта оценки ущербов, классификации ЧС, понимании значения определения оценок ущерба для действия нормативно-правовой б...
  • - структурированы превентивные меры по предотвращению ЧС (совершенствование систем оповещения, информационно-коммуникационных комплексов связи).
  • Научная и практическая ценность представленного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при выборе управленческих мер в случае возникновения ЧС; при систематизации методов и способов решений возникших проблем.
  • Положения, выносимые на защиту:
  • 1. Чрезвычайная ситуация – это сложносоставной подвижный объект, на который направлен процесс управления. Управление ситуацией в момент возникновения ЧС строится на выработке и принятии оптимальных решений с наименьшей степенью риска или снижении риск...
  • 2. Основные векторы управления ЧС – регулярное, системное наблюдение ПОО, комплекс мероприятий, включающий сведения технического, оперативного, организационного и топографического разрядов, позволяющих произвести информационный анализ, диагностику сит...
  • 3. Система наблюдений и прогнозирования ЧС, основанная на ГИС, мониторинге ПОО, анализе изменений окружающей среды вследствие воздействия ОВ, позволяет уменьшить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также заблаговременно подготовиться к возможн...
  • 4. Анализ и оценка ущербов от ЧС различного вида, характера, степени интенсивности позволяет как принимать заблаговременные меры по управлению объектами в случае возникновения ЧС, так и учитывать возможные последствия, минимизируя и снижая степени рис...
  • 5. Применение системы превентивных знаний и мероприятий способствует аккумуляции информации об аварийных ситуациях, оценке безопасности в стратегической перспективе, формулированию методов получения экспертного анализа и выполнению главнейших целей по...
  • Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка сокращений и списка литературы.
  • Таким образом, комплекс мероприятий по управлению риском включает в себя сведения технического, оперативного, организационного и топографического разрядов, позволяющих произвести информационный анализ, диагностику ситуации, разработать и принять вариа...
  • 1.2 Проблемы наблюдения и прогноза ЧС
  • Разнообразные современные технологии, применяемые при наблюдении протекающих природных процессов, позволяют на достаточно раннем этапе диагностировать возможные угрозы. МЧС РФ продолжает внедрять ресурсы мониторинга и прогнозирования, в том числе с пр...
  • Геоинформационные системы, особенность которых заключается в передаче данных в режиме реального времени с подключением сторонних сервисов, дополняющих представленную картину, позволяют наблюдать за опасными объектами с картографической визуализацией, ...
  • Существует несколько категорий ГИС: инструментальные (позволяющие вводить, хранить, анализировать данные, обращаться к банку данных через сложные запросы, получать выводы); системы-вьюеры, отображающие введенную и структурированную ранее информацию; с...
  • АИС МЧС проводят оперативную обстановку, получая WEB-данные слайд-карт и включающие:
  •  название карты («Карта текущей обстановки на территории РФ»);
  •  картографический вид федеральных округов территории РФ с указанной актуальной оперативной обстановкой (техногенные, природные, биолого-социальные ЧС; ситуации на контроле, произошедшие ЧС за сутки);
  •  информационный бюллетень по ЧС с краткой информацией о погибших, пострадавших, ущербе (ДТП, подтоплениях н/пунктов, природных и техногенных пожарах);
  •  ответственный дежурный, предоставивший отчет, дата и время.
  • По отчетным данным МЧС за 2017 год системой космического мониторинга принято и обработано:
  • - более 8 500 космических снимков;
  • - выявлено более 89 000 термических аномалий, представляющих реальную угрозу свыше 14 000 населенным пунктам;
  • - разработано более 160 моделей прогнозируемого подъема уровня воды на паводкоопасных участках;
  • - свыше 31 500 раз осуществлялся обмен оперативной информацией с федеральными органами исполнительной власти;
  • - более 7 200 раз – в результате международного сотрудничества со странами СНГ и международными организациями.
  • «В рамках Соглашения о взаимодействии между МЧС России и Роскосмосом и космического эксперимента «Сценарий» организовано получение оперативных космических снимков от экипажа Международной космической станции (МКС), а также участие бортинженера МКС О.В...
  • Также 7 июня 2017 года, в рамках действия Системы предупреждения ЧС, Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об использовании ресурсов сетей связи для оперативного информирования населения о ЧС . Федеральный закон позв...
  • В течение 2017 года зафиксированы следующие основные источники возникновения техногенных ЧС:
  •  АХОВ производства и объекты;
  •  ГТС;
  •  газовая промышленность;
  •  нефтеперерабатывающая индустрия;
  •  угольная промышленность;
  •  электроэнергетика;
  •  горнодобывающая промышленность
  •  подземное строительство;
  •  ПОО и возможные источники их возникновения.
  • ПОО характеризуются как реальный источник возникновения ЧС в связи с их спецификой: производством, использованием, хранением, переработкой ОВ. Требования по наблюдению, прогнозу и предотвращению ЧС на ПОО и объектах жизнеобеспечения предполагают следу...
  •  организация мониторинга, прогнозирования, моделирования и зонирования территорий РФ по ПОО;
  •  определение параметров риска на экономических объектах и территориях;
  •  систематизация ПОО, обусловленная степенью опасности возникновения на них ЧС;
  •  управление процедурами по предотвращению ЧС и защите населения и окружающей среды;
  •  осуществление мер по подготовке ликвидации последствий ЧС на территориях и объектах;
  •  экспертная оценка состояния подготовленности опасных объектов к ЧС и удовлетворительности предполагаемых действий по охране населения и территорий.
  • Наиболее усовершенствованы способы предсказания возникновения ЧС по отношению к ПОО природного характера, так как системы мониторинга позволяют определять малейшие изменения ПОО, следствием которых является негативное воздействие на окружающую среду. ...
  • Рисунок 7. Классификация ЧС.
  • Госстандарт предлагает три параметра прогнозирования ЧС: в долгосрочной перспективе, краткосрочной и оперативной. Обязательным условием становится измерение локальных параметров замера биологического состояния окружающей среды для выявления вредного в...
  • Последовательный и системный мониторинг предусматривает и обуславливает подбор стратегических методов для принятия решений по предупреждению ЧС, уменьшения риска и масштабов их появлений и следствий.
  • Предлагаемая таблица содержит способы и методы анализа риска (Рисунок 8).
  • Рисунок 8. Методы анализа риска.
  • На сегодняшний день оперируют четырьмя концепциями:
  •  технической (исследующей частоту вероятных нежелательных последствий ПО-объекта с помощью статистических данных: масштаб, группа населения, время);
  •  экономической (определяющей место объекта в экономическом ракурсе и связях, затраты и материальную полезность, при этом риски рассматриваются как потеря полезности);
  •  психологической (индивидуальные риски в опосредованной связи объекта и человека, значение и важность ЧФ в принятии решений, субъективная оценка рисков и последствия принимаемых решений);
  •  социологической (коллективные риски в связи с ПОО, влияние нежелательных результатов на основе общественных и личных интересов).
  • Технологическая концепция, в свою очередь, имеет феноменологический метод (аварийный процесс в существующих условиях природы), детерминисткий (поэтапное и последовательное рассмотрение протекания аварийного процесса) и вероятностный метод (возможное ...
  • Осуществление мониторинга должно производиться в комплексе, в системе, обязательным следствием которой является принятие управленческих решений, подтвержденных выводами мониторинговых исследований и аргументированных прогнозированием ситуации. Одной и...
  • Рациональные меры, снижающие природные и техногенные риски до минимального уровня, обосновываются на учете следующих факторов:
  • - частота, сила, вид негативного события;
  • - взаимное расположение источников опасности и объектов воздействия;
  • - степень безопасности и уязвимости объектов относительно поражающих факторов источников опасности;
  • - затратные меры по минимизации негативного воздействия факторов.
  • ПОО и разрозненные опасные явления сравниваются по степени субъективного риска, устанавливается критический риск. Исходя из предпринятого анализа, осуществляются меры по защите и проведению АСР в случае ЧС. Методы прогнозирования разделяются по способ...
  • - предполагаемая оценка, основанная на теоретическом анализе – априорная;
  • - апостериорная, осуществляемая непосредственно во время произошедшей ЧС (Рисунок 9).
  • Рисунок 9. Прогонозирование ЧС.
  • Этапы анализа техногенного риска для определенной территории выглядят следующим образом:
  •  формирование базовых сведений о территории (географические, метеорологические, топологические данные, инфраструктура, размещение населения, ранжирование ПО и промышленных объектов, основные транспортные развязки, хранилища бытовых и промотходов);
  •  опись видов хоздеятельности, создающих опасность, регуляция их по степени опасности и взятие под аналитический контроль;
  •  квантитативный рейтинг риска для населения и окружающей среды (подсчитываются негативные воздействия на протяжении срока использования предприятия, возможность аварийных выбросов ОВ и анализ угрожающих здоровью отходов, риск при перевозе ОВ);
  •  исследование существующего режима координирования систем безопасности (взаимодействие в случае ЧС с госуправлением и госконтролем, общественными силами, службами ОПБ, ПО-объектов, систем перевозки энергоносителей, контроля качества окружающей среды,...
  •  создание тактики эффективных действий, гарантирующих результативность достижения целей;
  •  определение единых стратегий управления (оптимизация затрат на гарантированную безопасность, последовательность оргмероприятий, повышающих устойчивость деятельности эксплуатируемых предприятий и снижающих степень экологического риска).
  •  Структура сведений, представляемых органами управления по делам гражданской обороны и ЧС, содержит следующие параметры:
  •  обстановка на территории (паводковая, пожароопасная, системы жизнеобеспечения);
  •  материалы и характеристика субъекта РФ, ПОО, структура субъектовой подсистемы РСЧС (с подчинением ФОИВ);
  •  информативная справка по ЧС с картой, схемой связи, метеорологической обстановкой, средствами ликвидации ЧС, фотоматериалами.
  • Одной из главнейших целей государственного регулирования в случае возникновения или угрозы ЧС является повышение результативности оперативных действий подразделений и структур МЧС, внедрение отвечающих современным требованиям технологий управления, ос...
  •  146 144 н/пункта (96,8 % от общего количества) и проживающих в них 143 246 177 человек (97,7% от общего количества);
  •  на 5,9 % уменьшилось количество пожаров, спасено 78 765 человек (более, чем на 11%);
  •  на 43% уменьшилось количество пострадавших на водных объектах;
  •  обнаружено и обезврежено 14 055 взрывоопасных объектов,
  •  из них 416 – авиабомб;
  •  группами ДПО потушено самостоятельно 906 пожаров и спасено 138 человек, принято участие в тушении 7 136 пожаров, проведено 4 665 аварийно-спасательных работ;
  •  психологическая служба привлекалась 780 раз для оказания ЭПП пострадавшим от ЧС, оказана помощь в 5 322 случаях обращений, осуществлялось сопровождение 92 массовых мероприятий;
  •  подразделения ПСЦ МЧС России координировались с подразделениями пожарных и спасательных воинских формирований для проведения АСР и поисково-спасательных работ более 4 000 раз (на 10% больше предыдущего аналогичного периода), спасено более 1 000 чело...
  •  для смягчения рисков во время ЧС в паводкоопасный период приведены в готовность 510 воздушных судов, свыше 160 000 единиц техники, более 700 000 человек (из них 176 000 от МЧС России, в том числе свыше 24 000 единиц техники, включая 68 воздушных суд...
  •  при проведении противопаводковых мер выполнено 796 подрывов льда, пропилено 418,72 км льда, укреплено 186,03 км береговой линии, расчищено 337,3 км русел рек, с помощью ледоколов проведено 750,37 км работ;
  •  в командно-штабных учениях совместно с органами управления, МЧС, РСЧС по отработке вопросов ликвидации ЧС во время пожаров и половодья приняло участие свыше 1 500 000 человек;
  •  для обеспечения безопасности во время Кубка конфедераций FIFA-2017 было привлечено более 37 700 человек и 6 200 единиц техники (в т.ч. от МЧС более 23 100 человек и 1 900 единиц техники). ЧС не допущено.
  • Рисунок 10. Уровень реагирования на ЧС.
  • В нижеприведенной таблице указаны данные по ЧС (Таблица 2).
  • Глава II. Мероприятия по управлению рисками в ЧС
  • 2.1. Анализ и оценка последствий воздействия поражающих факторов
  • потенциально опасных объектов
  • Согласно положениям Единой межведомственной оценки ущерба от техногенных, природных и террористических ЧС , составленной на основе многократных исследований НИУ и проектных учреждений, учета зарубежного опыта, а также обобщений анализа и управления ри...
  • Важно отметить, что постулаты методики используются для подготовки специалистов-экспертов по оценке ущерба от ЧС, специалистов, занимающихся прогнозированием ЧС и формированием системных мер по защите населения, персонала ПОО от влияния поражающих фак...
  • Общие требования, содержащиеся в данном документе, используются для решения задач, поставленных перед органами управления ГОЧС в части оценки ущерба как возможного (при проектировании, эксплуатации и вывода из обращения ПОО), так и фактического (при в...
  • По виду последствий категорируют ЧС следующим образом (Рисунок 12):
  • Рисунок 12. Ранжирование ЧС по видам последствий.
  • Оценка ущерба берется за основу экономических показателей при учете и регистрации ЧС, оценки риска и его степеней на ПОО, при составлении комплексных систем обеспечения промышленной безопасности на ПО-объектах, исследовании результативности мер, снижа...
  • Результаты применения методических положений являются действительными для субъектов РФ, МО, экономических отраслей и сфер РФ, имеют рекомендательный характер при экспертной оценке убытков, а также разработке отдельных оценочных показателей экономическ...
  • Рисунок 15. Классификация ЧС по масштабу и нанесенному ущербу.
  • Убытки рассчитываются на основе последствий ЧС, а не вида самой ситуации, поскольку одно и то же чрезвычайное событие может иметь разные последствия, так же как одно и то же последствие происходить от разных ЧС. Расчет ущерба от ЧС производится в след...
  • Оценка ущерба и определение его величины – это базовые критерии, на основании которых можно делать вывод о состоянии безопасности, результативности мер по предупреждению и смягчению последствий. Стадиальная картина измерения уронов и потерь выглядит с...
  •  определение степени опасности выявленного источника, принятие мер в случае превышения норм; на этом этапе зачастую предметом спора между владельцем ПОО и контролирующим органом становится объективное установление размеров возможных потерь ввиду затр...
  •  этап снижения возможного урона, эффективность которого зависит от достоверной оценки предполагаемого ущерба и выбора эффективных способов его устранения или смягчения;
  •  этап составления средств восполнения потерь, определяемое на основе ранее проделанной оценки ущерба;
  •  этап контроля опасного объекта, на котором фиксируется превышение величины предполагаемого ущерба;
  •  этап ликвидации ЧС, во время которого показателем результативности проводимых мер становится отношение предупрежденного ущерба к издержкам на устранение ЧС;
  •  этап возмещения уронов, стимулирующий в дальнейшем создание комплекса эффективных предотвращающих мер и сохранения средств для восполнения ущерба (Рисунок 16 – пример определения ущербов НПП).
  • Таким образом, оценка ущерба – один из ключевых параметров в нормативно-правовой базе предотвращения и смягчения ущербов.
  • По мнению Д.В.Трошина, безопасность любого хозяйствующего объекта, как организационной социально-экономической системы, позволяет достигнуть целей и задач, поставленных перед ним, поэтому необходимо «методологически корректно сформировать и обосновать...
  • В целом схема безопасности предприятия с учетов различных факторов состоит из следующих параметров: перечня существующих угроз, установления графика рисковых событий, расчета ожидаемого ущерба, ПОС – потенциал обеспечения существования, учитывания инт...
  • При оценивании возможного техногенного риска соблюдаются определенные стадии:
  •  формирование информационного справочника, включающего географические, метеорологические, топологические данные, инфраструктуру региона, расположение ПОО и иных промышленных, транспортные развязки, хранилища отходов;
  •  диагностирование хоздеятельности, определение опасных и приоритетных видов для наблюдения и дальнейшего мониторинга;
  •  таксировка риска с учетом возникновения выбросов ОВ, действия ОО, перевозки ОВ;
  •  исследование режимов безопасности, задействованных в случае возникновения ЧС, координирование с органами госуправления, общественными организациями;
  •  функционирование служб ОПБ, анализа объектов ПО, действующих схем перемещений энергоносителей, отслеживание уровня параметров окружающей среды, экспертиза НПА;
  •  подготовка и планирование комплекса эффективных действий, реализующих главную цель – обеспечение безопасности населения и окружающей среды (Рисунок 19);
  •  интеграция управления с учетом затрат на меры безопасности промышленных объектов, повышения стабильности их функционирования, минимизация экологических рисков в повседневном режиме и режиме ЧС.
  • Рисунок 19. Схема анализа техногенного риска.
  • Основными причинами возникновения крупных техногенных аварий становятся:
  •  выход из строя технических систем (дефекты изготовления, нарушение режимов эксплуатации и т.д.);
  •  ошибочные действия операторов, обслуживающих ТС;
  •  концентрация в одной зоне нескольких предприятий без учета их взаимовлияния;
  •  высокая степень энергетического уровень ТС;
  •  негативные воздействия извне (транспорт, энергетические объекты и т.п.).
  • Что касается экологических ЧС, то важное значение имеет отслеживание уровня допустимой концентрации ОВ, что позволяет делать оценку сложившейся ситуации и принимать управленческие решения (Таблица 4).
  • Таблица – 4
  • На графике, представленном далее, указана частота возникновения опасных явлений природы в процентном отношении по видам (Рисунок 20).
  • Рисунок 20. Приблизительное соотношение частоты возникновения
  • опасных явлений природы.
  • На основе вышеизложенного следует вывод о том, что анализ и оценка ущербов от ЧС различного вида, характера, степени интенсивности позволяет как принимать заблаговременные меры по управлению объектами в случае возникновения ЧС, так и учитывать возможн...
  • 2.2. Превентивные меры по предупреждению ЧС
  • Территория РФ состоит из 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, четырёх автономных округов, одной автономной области, трёх городов федерального значения (Рисунок 21).
  • Рисунок 21. Субъекты РФ.
  • Россия одной из первых встала на путь политики целенаправленного государственного управления во время ЧС. Поэтому в статье 72 Конституции Российской Федерации (1993 г.) указано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится «осуществление мер п...
  • Рисунок 22. Государственные задачи по защите от ЧС.
  • В современных условиях на территории РФ опасные факторы природного и техногенного видов составляют одну из особо очевидных угроз стабильному социально-экономическому развитию страны, повышению качества и уровня жизни общества. В таких условиях решение...
  • С 1990 года действует «комплексная научно-техническая программа по анализу, обеспечению и повышению безопасности населения и народнохозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф» , разработанная совместно АН ССС...
  • Единая российская система предупреждения и действий в ЧС, действующая на все территории РФ, имеет функциональные подсистемы, занимающиеся различными аспектами ЧС и созданные Минтрансом России, Минэнерго России, Минздравом России, Минрегионом России, М...
  • Рисунок 23. Структура подчиненности ведомств в системе РСЧС.
  • Деятельность по обеспечению безопасности населения и окружающей среды – сложноподчиненная организованная система, включающая подготовительные меры по предупреждению ЧС и оперативное реагирование в случае наступления нежелательных ситуаций.
  • Одним из важнейших параметров ЧС какого-либо вида служит социальный фактор, а именно: реагирование населения на возникновение ЧС. Зачастую эти неконтролируемые реакции сами могут спровоцировать негативную ситуацию и без появления ЧС. Поэтому так важно...
  • Несмотря на то, что за последние пять лет значительно сократилось количество жертв ЧС, повысился уровень предупреждения негативных последствий, оперативной реакции на ЧС, на сегодняшний день не существует актуальных комплексных исследований единого ха...
  • Природные, техногенные и социальные факторы, влияющие на возникновение ЧС, постоянно находятся под контролем МЧС. Созданы СЦ, которые в условиях усложняющихся структур государственных промышленно-экономических образований координируют действия ведомст...
  • Рисунок 24. Структура и задачи СЦ.
  • В прогнозировании опасных ситуаций и катастроф первостепенное значение имеют следующие пункты:
  •  расчет времени активизации ЧС;
  •  поиск общих закономерностей, сопутствующих ЧС;
  •  определение наступления ЧС по заблаговременным признакам (внешние циклические, локальные процессы, изменение физических характеристик, геофизические явления);
  •  учет сейсмологической активности (влияния фаз солнечной и лунной активности, смещений земной оси).
  • Модернизация и усовершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС разного характера, отвечающей современным требованиям, зависит от улучшения эффективности информационно-аналитического обеспечения в области прогнозирования и предотвращения ч...
  •  формулировка задач информационно-аналитических служб;
  •  управление сбором информации в динамических и нестабильных условиях;
  •  анализ и оценка полученной информации сообразно управленческим целям, пониманию сущности происходящих процессов;
  •  создание модели управления, планирование и проведение экспериментов;
  •  обобщение знаний на основе интерпретации полученных результатов;
  •  передача новых представлений лицу, принимающему управленческое решение.
  • В составе единой российской системы предупреждения ЧС мониторинг состояния ПОО является одной из подсистем, задача которой – быть на несколько «шагов впереди» при предупреждении техногенных ситуаций, являющихся серьёзной угрозой населению и территория...
  • Рисунок 26 . Организационное и техническое интегрирование в РСЧС.
  • Функциональные системы РСЧС формируются ФОИВ и организациями, уполномоченными проводить работы по защите населения и территорий от ЧС. На совещании Всероссийского сбора РСЧС, состоявшемся 07.02.2018 года, министр В.Пучков отметил, что за последние пят...
  • Поскольку МЧС 2018 год объявлен Годом культуры безопасности РФ, запланировано множество мероприятий, учитывающих современные подходы и методы в области обеспечения безопасности населения и территорий и профилактических работ. Сегодня в составе группир...
  • - на 14% сократилось за это время количество пожаров;
  • - на 25% сократилось количество погибших;
  • - на 19% - количество травмированных в результате пожаров;
  • - спасены свыше 1 500 000 человек;
  • - ликвидированы более 1800 ЧС.
  • В целом за 2017 год ликвидированы 257 ЧС, свыше 132 000 техногенных пожаров, спасены более 224 000 человек. Количество происшествий на водных объектах сократилось на 17,6%. Свыше 112 000 раз выезжали спасатели и пожарные на крупные ДТП, было спасено б...
  • Концепция, принятая руководством МЧС, направлена на:
  •  развитие научных основ методологии обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
  •  сохранение окружающей среды;
  •  становление ведомств ГО как системы резерва государства;
  •  совершенствование системы РСЧС в деле управления рисками при неблагоприятных событиях;
  •  модернизацию способов мониторинга, прогнозирования и оперативной реакции на ЧС;
  •  снабжение АСФ техническими и технологическими ресурсами;
  •  повышение научной и методической информированности населения для становления культуры БЖД как формообразующей детерминанты уменьшения риска ЧС.
  • Предупреждающие меры по смягчению потерь в ЧС состоят из следующих положений:
  •  поддержка готовности АСФ, комплектация аварийно-спасательных средств;
  •  формирование материальных ресурсов;
  •  подготовка мероприятий эвакуационного характера;
  •  налаживание системы первостепенного жизнеобеспечения;
  •  снабжение населения средствами защиты.
  • Совершенно очевидно, что особенности физико-географических и климатических свойств территорий РФ, локализация ПОО являются прямыми источниками возникновения ЧС, и только налаженная система предупреждения ЧС, основанная на прогнозировании и мо...
  • Рисунок 27. Схема взаимодействия структур во время ЧС.
  • Прогноз ЧС, который входит в компетенцию практических всех уровней исполнительной власти РСЧС, и, в первую очередь, ФОИВ, благодаря объединению информационных, аналитических, прогностических усилий всех ведомств, позволяет результативно решать вопросы...
  • Основными функциями центров управления кризисными ситуациями являются наблюдение и постоянный контроль источников ЧС, а также локальный, временной и ситуационно-характерный прогноз возможных опасных явлений и их последствий. Данные функциональные зад...
  •  координированных действиях всех участников системы (ГУ МЧС, КЧС, ЦУКС и т.д.);
  •  обеспечении информационно-аналитическими операциями;
  •  при организационно-методическом руководстве и контроле состояния готовности к прогнозированию ЧС и их последствий;
  •  проведении контрольных анализов ПО-объектов окружающей среды, представляющих возможную опасность возникновения ЧС.
  • Координация и взаимодействие государственных структур и подсистем имеют основополагающее значение для решений проблем во время ЧС (Рисунок 28).
  • Рисунок 28. Взаимодействие структур в период ЧС.
  • Заключение
  • Научная и практическая ценность представленного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при выборе управленческих мер в случае возникновения ЧС; уменьшению рисков, при отборе и систематизации методов и способов решен...

Usage statistics

stat Access count: 16
Last 30 days: 0
Detailed usage statistics